Родителям
- Соблюдайте режим дня. Выспавшийся ребенок спокойнее реагирует на сложности, чувствует себя увереннее и быстрее принимает правильные решения. В первом классе (особенно в первое полугодие) целесообразно сохранить дневной сон. Он будет не таким продолжительным, как это было в детском саду. Но если малыш сильно утомляется (ведь нервная система по-разному реагирует на изменения образа жизни), позвольте ему поспать час после возвращения из школы.
- Первокласснику будет интереснее придерживаться распорядка, если он вместе с мамой или папой продумает режим дня и оформит красочный плакат. Зафиксируйте на нём, что именно школьнику важно сейчас успевать и как это лучше делать. Обязательно оставьте время для игр и любимых мультиков. У ребенка должно закрепиться понимание, что школа — это не кабала, а продуктивная часть жизни.
- Самое сложное задание для новоиспеченных школьников — это письмо. Палочки, крючки, хвостики, буквы, слова и предложения на тетрадном листе требуют максимальной точности контроля движений. Чтобы понять, какой это труд для малыша, возьмите ручку в левую руку (или в правую, если вы левша) и попробуйте написать своё имя. Насколько ровно и быстро у вас получается? А ведь взрослые уже умеют писать! Не стоит ругать первоклассника за некрасивые буквы. Продолжайте развивать мелкую моторику ребёнка, чтобы мышцы рук выполняли более тонкие движения.
- Следите за тем, чтобы с утра ребенок сытно позавтракал и выпил достаточно воды. Для того чтобы завтрак был полезным, рекомендуется включать в него фрукты, зерновые и молочные продукты.
- Научите ребенка самого собирать портфель. Лучше всего это делать по такому алгоритму:
- Несколько раз покажите первоклашке, как сложить школьные принадлежности в ранец с учетом расписания уроков.
- Когда ребенок освоит этот шаг, собирайте портфель вместе с ним.
- Составьте чек-лист, как собирать портфель, и следите за правильностью выполнения.
- Когда убедитесь, что школьник научился это делать самостоятельно, можно его больше не контролировать.
- Не требуйте от ребенка сидеть за столом, пока он не выполнит весь объём дополнительных заданий. Первоклассник нуждается в физической активности каждые 15–20 минут. Пусть малыш сделает наклоны, приседания, прыжки и снова садится за упражнения.
- Не стоит переписывать плохо сделанную классную работу. Такая обязанность воспринимается как бессмысленное дело и вызывает отвращение к учебе.
- Если до школы ребенок не посещал кружки и секции, где он уже освоился, то в первом классе не стоит устраивать лишний стресс. Главная задача первоклассника — адаптироваться к школьной жизни. Всё остальное пока второстепенно.
В психологии – детской и педагогической – одно из центральных мест занимает проблема психологических особенностей младших школьников. Знание и учёт психологических особенностей детей младшего школьного возраста позволят правильно выстроить учебно-воспитательную работу в классах. Поэтому каждый должен знать эти особенности и учитывать их в работе и при общении с детьми начальных классов.
Младший школьный возраст – это возраст 6–11-летних детей, обучающихся в 1–4 классах начальной школы. Границы возраста и его психологические характеристики определяются принятой на данный временной отрезок системой образования, теорией психического развития, психологической возрастной периодизацией (Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский).
Начало школьного обучения означает переход от игровой деятельности к учебной как ведущей деятельности младшего школьного возраста, в которой формируются основные психические новообразования. Поэтому поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка. Резко изменяется весь уклад его жизни, его социальное положение в коллективе, семье.Основной, ведущей деятельностью становится учение, важнейшей обязанностью – обязанность учиться, приобретать знания. Это серьёзный труд, требующий организованность, дисциплину, волевые усилия ребёнка.
Особенности мышления. Младший школьный возраст имеет большое значение для развития основных мыслительных действий и приемов: сравнения, выделения существенных и несущественных признаков, обобщения, определения понятия, выделения следствия и причин (С.А. Рубинштейн, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов). Несформированность полноценной мыслительной деятельности приводит к тому, что усваиваемые ребенком знания оказываются фрагментарными, а порой и просто ошибочными. Это серьёзно осложняет процесс обучения, снижает его эффективность (М.К. Акимова, В.Т. Козлова, В.С. Мухина).
В.В. Давыдов, Д.В. Эльконин, И.В. Дубровина, Н.Ф. Талызина, Л.С. Выготский писали о том, что в период начального школьного обучения наиболее активно развивается мышление, в особенности словесно-логическое. То есть мышление становится доминирующей функцией в младшем школьном возрасте.
Особенности восприятия.Развитие отдельных психических процессов осуществляется на протяжении всего младшего школьного возраста. Дети приходят в школу с развитыми процессами восприятия (сформированы простые виды восприятия: величина, форма, цвет). У младших школьников совершенствование восприятия не останавливается, становится более управляемым и целенаправленным процессом.
Особенности внимания.Возрастными особенностями внимания младших школьников являются сравнительная слабость произвольного внимания и его небольшая устойчивость. Значительно лучше у младших школьников развито непроизвольное внимание. Постепенно ребенок учится направлять и устойчиво сохранять внимание на нужных, а не просто внешне привлекательных предметах. Развитие внимания связано с расширением его объема и умением распределять внимание между разными видами действий. Поэтому учебные задачи целесообразно ставить так, чтобы ребенок, выполняя свои действия, мог и должен был следить за работой товарищей.
Особенности памяти. Продуктивность памяти младших школьников зависит от понимания ими характера задачи и от овладения соответствующими приемами и способами запоминания и воспроизведения. Соотношение непроизвольной и произвольной памяти в процессе их развития внутри учебной деятельности различно. В 1 классе эффективность непроизвольного запоминания выше, чем произвольного, так как у детей еще не сформированы особые приёмы осмысленной обработки материала и самоконтроля. По мере формирования приёмов осмысленного запоминания и самоконтроля произвольная память у второклассников и третьеклассников оказывается во многих случаях более продуктивной, чем непроизвольная.
Особенности воображения. Систематическая учебная деятельность помогает развить у детей такую важную психическую способность, как воображение. Развитие воображения проходит две главные стадии. Первоначально воссоздаваемые образы весьма приблизительно характеризуют реальный объект, бедны деталями. Построение таких образов требует словесного описания или картины. В конце 2 класса, а затем в 3-м классе наступает вторая стадия, и этому способствует значительное увеличение количества признаков и свойств в образах.
Как и другие психические процессы, в условиях учебной деятельности изменяется общий характер эмоций детей. Учебная деятельность связана с системой строгих требований к совместным действиям, с сознательной дисциплиной и с произвольным вниманием и памятью. Все это влияет на эмоциональный мир ребенка. На протяжении младшего школьного возраста наблюдается усиление сдержанности и осознанности в проявлениях эмоций и повышение устойчивости эмоциональных состояний.
Младший школьный возраст – период накопления, впитывания знаний, период приобретения знаний по преимуществу. В этом возрасте подражание многим высказываниям и действиям является значимым условием интеллектуального развития. Особая внушаемость, впечатлительность, направленность умственной активности младших школьников на повторение, внутреннее принятие, создание подходящих условий для развития и обогащения психики. Данные свойства, в большинстве случаев, являются положительной своей стороной, и в этом исключительное своеобразие этого возраста. Следовательно, поступление в школу способствует формированию потребности в признании и познании, к развитию чувства личности.
- Интересуйтесь у ребёнка не тем, как сегодня ответил на уроке и какую отметку получил, а что интересного произошло за учебный день и что нового он узнал. Понимающие слабые места своих детей мамы и папы не требуют получать только пятерки и четверки. Когда малыш боится, что за полученные отметки его будут ругать, а не поддерживать, он будет до последнего скрывать от вас свои ошибки. Если подобное поведение закрепится, то ребенок научится обманывать и изворачиваться. В подростковом возрасте это разрушительно влияет на детско-родительские отношения. Помните: лгут тому, кому боятся сказать правду. Не создавайте ситуаций, когда любимый ребенок вынужден стать вруном. Дети не должны воплощать в жизнь амбиции отцов и матерей.
- Хорошо, если утро первоклассника (да и любого ребенка) начинается с теплых слов заботливых родителей. Не стоит его подгонять и торопить в школу. Правильно рассчитать время подъема, гигиенических процедур, приема пищи, выхода из дома — это задача взрослых.
- Если вы видите, что после школьник грустит или, наоборот, очень возбужден, поговорите с ним. Узнайте, чем вызвано его настроение. Во-первых, это поможет вашему малышу справиться с эмоциональным напряжением. Во-вторых, такие беседы укрепляют теплые отношения и снижают степень накала конфликтов «отцов и детей» в пубертатный период.
- Если малыш кривляется, вредничает, манерничает, упрямится и не слушается, значит, его развитие протекает нормально! Указанные признаки — это классика проявления кризиса семи лет. Помогите ребенку прожить этот период продуктивно: давайте больше свободы, не опекайте его, пусть у него будет возможность увидеть последствия своих поступков. Такие уступки взрослых укрепляют самооценку семилетки, помогают ему примерить на себя роль самостоятельного человека и стать увереннее.
- Не обижайтесь, если маленький школьник говорит вам, что правы не вы, а учительница. Это хороший признак. Да, значимость родителя снижается, и первоклассник «возносит на пьедестал» педагога. Так малыш овладевает внутренней позицией школьника, чувствует себя своим в большой школьной семье. Поэтому поддерживайте авторитет учителя и способствуйте укреплению хороших отношений между ним и ребенком.
- Помогите ребенку и по возможности педагогам в выстраивании здоровых отношений в классе. Пусть дети дружат, поддерживают друг друга, оказывают посильную помощь одноклассникам. Помните, что буллинг (травлю) проще предотвратить в начальном звене, чем бороться с ним в более старшем возрасте. Дети должны понимать: все люди разные и ценность человека не зависит от его внешности, национальности, особенностей развития, интеллекта и материального уровня семьи.
Для организации учебного процесса первокласснику потребуются:
1) удобный ранец;
2) небольшой пенал (в идеале пенал должен быть прочным и жестким, но не пластиковым; лучше выбрать тканевый пенал с каркасом, с несколькими отделениями для ручек, карандашей и ластиков);
3) два простых, хорошо заточенных карандаша средней твердости (ТМ или НB);
4) цветные карандаши и фломастеры (6 основных цветов);
5) хорошая точилка (лучше металлическая);
6) ластик (1 шт);
7) линейка (15 см);
8) шариковая ручка (с прорезиненной поверхностью в месте захвата, 2 шт);
9) обложки для тетрадей и учебников;
10) папка для тетрадей;
11) закладки для книг;
12) ножницы (в футляре с закруглёнными концами);
13) пластилин, доска для работы с пластилином, стека;
14) папка для труда;
15) белый и цветной картон (формат А4);
16) цветная бумага (формат А4);
17) клей – карандаш;
18) альбом для рисования (формат А4);
19) краски, стакан - непроливайка, набор кисточек (тонкая, средняя, толстая).